Как начертить схему дтп

 

Если между участниками аварии нет разногласий, то самостоятельное составление схемы ДТП – это оптимальное решение, которое сэкономит множество сил и времени. Такой вариант возможен только при соблюдении определенных условий, описанных в 11 пункте ФЗ «об ОСАГО». Для того чтобы документ имел юридическую силу и не последовал обоснованный отказ в выплате со стороны страховой компании, необходимо составить его с соблюдением всех правил. Кто должен рисовать схему ДТП? Как это правильно сделать при происшествии во дворе или на парковке. Как составлять схему самому в европротоколе? С этими и другими важными вопросами вас познакомит данная публикация.

Содержание

Зачем рисовать схему ДТП

Самостоятельное составление схемы ДТП может понадобиться в двух случаях. Когда нет возможности дожидаться сотрудников ГИБДД из-за угрозы затора на дороге или утери важных вещественных доказательств. И когда у участников происшествия нет разногласий.

Но делать это можно, только если:

  1. В ДТП участвовали максимум две машины.
  2. В аварии не пострадали люди.
  3. У обоих участников происшествия есть полисы ОСАГО.
  4. Ущерб не превышает 50 тысяч рублей (400 тысяч — для Москвы и Санкт-Петербурга).

Если хотя бы одно из условий не соблюдено, самостоятельное оформление схемы ДТП не допускается.

Первым делом позвоните в страховую компанию и сообщите о ДТП.

Кто должен составлять документ?

Схема ДТП в 2019 году может быть составлена двумя способами:

  1. Без участия сотрудников ГИБДД, т.е. непосредственно участниками аварии. В таком случае все необходимые сведения указываются в Европротоколе, который подписывается обеими сторонами.
  2. С участием инспекторов ГИБДД. Такой способ актуален в тех ситуациях, когда между участниками аварии возникли разногласия и договориться самостоятельно им не удаётся. Сотрудник автоинспекции, прибывший на место ДТП, в таком случае осуществляет комплекс мероприятий с целью установления степени вины участников аварии и нанесенного ими ущерба.

В 2019 году европротокол является официальным документом, несмотря на то, что составлен самостоятельно. Его предъявление в страховую компанию – законные основания для взыскания материальных затрат на восстановление автомобиля по ОСАГО, пострадавшего в ДТП.

Получение денежной компенсации возможно только в том случае, если при составлении Европротокола не допущено ошибок. В данном документе должны быть детально запротоколированы все произошедшие события с учетом внешних факторов (светофоры, другие участники движения, ландшафт местности и т.д.).

Необходимые документы

Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:

  • Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
  • Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
  • Первичную справку об аварии.
  • Схему ДТП, подписанную обоими водителями.

Пример самостоятельно составленной схемы ДТП

Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП:

Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке. Крестиком обозначено место столкновения, стрелками направление движения. На чертеже имеются названия улиц, места размещения светофоров. Обратите внимание на шапку – в ней указывается место и дата произошедшей аварии.

Ошибки водителей

Если ДТП оформляется при помощи инспектора ГИБДД, то в дальнейшем проблем не должно быть, ведь у сотрудника есть опыт составления документов и схем. Проблемы будут появляться у водителей.

Они часто допускают одинаковые ошибки, среди которых:

  • неверное определение места удара, который случается в момент столкновения;
  • неправильное описание сигналов, которые подаёт светофор, поэтому для подтверждения таких данных необходимо использовать информацию свидетелей.

На правильность составления схемы влияет и умысел человека. Некоторые водители могут просто скрыть правду и не сказать, что именно за манёвр на дороге им хотелось совершить. Делают это они, естественно, в целях избежать наказания и ответственности. Таким образом, некоторым гражданам получается переложить свою ответственность на другого человека. Поэтому в такой ситуации составить объективную схему ДТП бывает крайне сложно.

Нужны ли понятые

Понятые требуются не всегда.

Согласно действующему законодательству, привлечение таких людей потребуется только в нескольких случаях:

  1. Если оба водителя не соглашаются с составленной схемой.
  2. Участник аварии не хочет ставить свою подпись.
  3. Во время оформления документов нет одного из водителей.

В остальных ситуациях понятых можно не привлекать.


Watch this video on YouTube

Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2019 году?

В 2019 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников. С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.

Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.

Примеры схем ДТП

Все стандартные схемы ДТП представлены на сайте РСА — Российского союза автостраховщиков. Именно там водители могут ознакомиться с общими правилами по составлению этого документа. Типовые образцы имеют описание обстоятельств, часто встречающихся ДТП. В дополнение к ним показаны рисунки с места аварий. На сайте РСА представлено 31 изображение.

Такие типовые формы полезны в двух случаях:

  1. Участники столкновения оформляют Европротокол без участия работников полиции.
  2. В ДТП никто не пострадал, нет ни раненых, ни погибших, а участники происшествия одинаково понимают и оценивают его причины.

Есть ряд ситуаций, при которых типовые наработки оформления ДТП, помочь не могут:

  1. Изначально нарушен порядок оформления аварии, регламентированный законодательством об ОСАГО.
  2. Произошло бесконтактное ДТП.
  3. Авария случилась не во время движения транспорта.
  4. Участники имеют разное понимание причин аварии и порядка действий друг друга в ней, а строки 16 и 1 ими заполнены с нарушениями.

Оформленные документы должны быть направлены в страховую фирму владельцами машин в течение 5 суток. После этого участвовавшие в столкновении авто предоставляются для оценки экспертам.

Извещение – это не акт экспертизы, но если оно оформлено правильно, то позволяет существенно ускорить работу страхового агента, за счёт чего происходит и быстрая выплата.

Во время заполнения документов, обязательно нужно следить, как описывает случавшееся другая сторона конфликта, поскольку для получения страховки не должно быть никаких разночтений. При некорректном или неразборчивом внесении данных, страховая фирма должна сама провести сбор информации, которая ей требуется. А это может увеличить как время обработки запроса, так и дату выплаты страховки. Может оказаться и так, что в её производстве будет отказано.

Извещение об аварии необходимо заполнять исключительно печатными буквами. В строках с вариантами ответа ставится галочка. Все пустые строки прочёркиваются, чтобы исключить возможность внесения данных мошенниками.

При порче бланка или большом количестве ошибок и исправлений, его нужно переписать, но после подписания вносить коррективы уже запрещено.

Если гражданин не хочет ставить свою подпись или совместно с противной стороной заполнять бланк, то придётся вызывать инспектора полиции.

Чтобы все прошло быстро и в упрощённой форме, можно прислушаться к некоторым советам бывалых автолюбителей:

  1. Все исправления и внесения корректировок возможны только при подкреплении их подписями обеих сторон.
  2. Пустые строки оставлять нельзя, нужно ставить символ в виде зигзага.
  3. При свидетелях, и их согласии участвовать в этом деле, нужно внести в извещение все данные с их уст.
  4. В схеме детально все расписывается и рисуется — с названиями улиц, нумерацией домов, и другими ориентирами.
  5. Для успешного завершения вопроса с получением страховки, нужно постараться найти общий язык с другим участником ДТП, чтобы избежать противоречий в показаниях.

Подписывать извещение нужно с обеих сторон исписанного листа, что указывает о согласии участников с причинами и обстоятельствами аварии, изложенными друг другом.

Содержание схемы

Фото 2

В документе владельцы машин должны отображать следующие данные:

  • расположение транспортных средств до начала аварии, с указанием их точного направления движения;
  • наличие помех на дороге, если такие имели место;
  • точную разметку, а также все светофоры, которые есть на участке дороги;
  • другие автомобили, которые могли создать препятствие, спровоцировавшее рискованный манёвр и аварию;
  • ширину дороги с полосами в каждом направлении;
  • место удара автомобилей в первый момент их столкновения;
  • расположение транспорта после столкновения.

Правильно составленная схема играет большую роль в дальнейшем. Любые упущенные детали могут негативно отразиться на ходе разбирательства. Разбираясь с тем, как составить схему ДТП самостоятельно образец надо изучить вместе с теоретическим материалом по теме.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2019 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:


  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).

Что делать, если схема не подписана

Бывает, что один из водителей, который был задействован в ДТП, отказывается ставить свою подпись в документах. Это значит, что на то есть причины, он несогласен со схемой или другими данными.

При таком отказе может быть три варианта развития событий:

  • пострадавший водитель отказывается соглашаться на условия обоюдного решения конфликта;
  • виновник аварии не хочет подписывать документы;
  • оба участника отказываются подтверждать документы своими подписями.

В любом из таких случаев рекомендуется вызывать инспектора полиции, чтобы он мог правильно составить протокол и заверить его от своего имени. Он также будет обязан документально зафиксировать, кто именно отказывается подписываться в документе.

На практике могут быть разные ситуации. Одна из которых – это подпись документов при несогласии одной из сторон. ДТП – это стресс для любого человека, даже с большим стажем вождения, в состоянии шока или под давлением ситуации люди могут по ошибке подписать бумаги, даже не соглашаясь с проблемой. В таком случае есть возможность оспаривания сложенной и подписанной схемы ДТП, но процедура проводится в судебном порядке.

Водитель может по разным причинам отсутствовать на месте происшествия и не подписать по этой причине необходимые документы.

Среди причин могут быть и такие:

  1. Его увезли на скорой помощи в клинику.
  2. Убыл в отделение ГИБДД самостоятельно.
  3. Оставил место происшествия.
  4. Неадекватно ведёт себя во время аварии и после неё.
  5. Водитель умер.

Присутствие виновника-водителя не всегда может гарантировать, что он подпишет все документы наравне с другими участниками ДТП. Для его отказа могут быть вполне объективные причины, связанные с тем, что в документах отражена неполная или неточная информация, искажающая реальное положение дел.

Бывает, что участники аварии не могут прийти к согласию из-за преступной позиции одной из сторон, которая указывает на вымышленные, не соответствующие действительности, обстоятельства дела. Конечно, такая позиция продиктована желанием получить материальную выгоду, и, если обман вскроется, преступник будет привлечён к уголовной ответственности.

В ходе разбирательства дела органами предварительного следствия, может быть проведён следственный эксперимент. Это действенная мера, направленная на выявление постановочных аварий. Результаты эксперимента являются для суда доказательством и исследуются при принятии итогового решения по делу. Многие обстоятельства проясняют фото и видеосъёмка, а также показания свидетелей.

Фото 2

Типовые схемы и примеры

Российским союзом автостраховщиков разработаны типовые схемы дорожно-транспортных происшествий. Они используются страховыми компаниями для определения степени ответственности участников.

Скачать типовые схемы

При анализе данных представленных в Извещении о ДТП сотрудники страховой организации сравнивают планы аварий, нарисованные водителями с типовыми схемами на сайте РСА. После отнесения рисунка к одному из типов, сравниваются обстоятельства происшествия и характер повреждений. Если нет противоречий, определяется виновность водителей.

Правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, при урегулировании страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит сократить сроки получения страхового возмещения.

Как составить схему ДТП онлайн?

У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2019 году данную задачу:

  • Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка —
  • Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — составление-схемы-дтп-онлайн/
  • Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка —

Правила составления

Не существует единственных, строгих правил для составления схемы ДТП.

Единственное условие состоит в том, что картинка должна быть:

  • чёткой,
  • понятной,
  • объективной,
  • актуальной,
  • достоверной.

Дорожная авария должны отображаться так, чтобы не появилось дополнительных вопросов у инспектора ГИБДД и страховой фирмы. Лучше всего использовать типовой образец для оформления, но об их видах речь будет позже.

Среди основных правил, применяемых для составления схематического изображения места столкновения, выделяются несколько:

  1. Нужно правильно отобразить положение машин и траектории их движения, чтобы сразу было понятно, чьи неправильные действия инициировали дорожную аварию.
  2. Обязательно указать разметку, знаки и светофоры, которые есть на участке столкновения.
  3. Схему после составления должны подписать все участники ДТП. Если кто-то имеет особое мнение, он вправе составить свою версию случившегося и дать объяснения.
  4. Если рисунок делал инспектор ГИБДД, то он также ставит свою подпись.
  5. Следует избегать неточностей и исправлений помарок. Они могут исказить объективность восприятия случившегося.
  6. Заполнение проводится обычной ручкой, разборчивым почерком.
  7. Все графы и строки документа должны быть заполнены до конца.

Если составленный рисунок сложен для понимания, то он не используется в ходе разбирательства аварии. Для таких случаев рекомендуется делать дополнительное фото с места происшествия, а при наличии видео с регистратора, приложить его ко всем документам.

Все объекты на участке дороги надо рисовать схематично. Не нужно стараться прорисовать каждую деталь и тратить на это время. К примеру, принято не указывать цвет машины, наличие у неё багажника и другие делали, поскольку они не относятся к делу. Однако, если в данном конкретном случае они важны, их обязательно надо отметить на схеме.

Предметы и объекты, которые стали причиной ДТП или помогут в разбирательстве, надо рисовать в горизонтальной проекции. Это правило касается случаев, когда машина переворачивается.

Чтобы не появлялись противоречия между водителями, рекомендуется:

  • нарисовать каждому водителю свою схему;
  • скорректировать расхождения;
  • сделать черновой вариант, после чего перенести его на чистовик.

Обязательно сделать фото аварии с разных сторон.

Как рисовать схему

После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.

Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.

1. Нарисуйте дорожное полотно

Сначала изобразите участок дороги, на котором произошло ДТП. Схематически отобразите дорожную обстановку, чтобы было понятно, где случилась авария: на прямом участке, на перекрёстке (и какого типа) или же на парковке. Так сотрудникам ГИБДД будет проще сориентироваться в ситуации, определить, какие правила были нарушены и кто из участников ДТП виноват.

2. Покажите разметку

Один из самых важных моментов при составлении схемы происшествия, который может сыграть ключевую роль в доказательстве или опровержении вины одного из участников ДТП. Нанесите на схему разметку, обязательно указав количество полос движения, разделительные линии, края проезжей части, а также дополнительную разметку вроде пешеходных переходов, если она присутствует.

3. Отобразите направление движения

Дополните схему и проставьте с помощью стрелок направление движения потока по каждой из полос. Отметьте, в какую сторону двигались участники происшествия, совершали ли они обгон, перестроение или другие манёвры.

Особое внимание этому пункту стоит уделить, если авария произошла на пересечении дорог.

4. Нарисуйте положение автомобилей во время происшествия

Нанесите транспортные средства участников ДТП, чтобы показать их расположение относительно друг друга до момента столкновения и после. Можно использовать любые обозначения, но чаще всего машины изображают в виде прямоугольников, помечая переднюю часть с помощью треугольника.

Вместо того чтобы писать марку и модель каждого автомобиля, нужно просто присвоить им буквенное или цифровое обозначение. Например, «А» и «Б» или «1» и «2». Под схемой можно будет расшифровать их, указав полную информацию и характер полученных повреждений.

5. Укажите траекторию автомобилей

С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.

Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.

6. Сделайте привязку к местности

На схеме указываются названия улиц и направления движения по ним. Не забудьте отметить ближайшие здания и обозначить края проезжей части.

Кроме того, стоит указать расстояния от передних и задних колёс машин до обочины, а также расстояния от каждого из автомобилей до столба, дерева или другого неподвижного объекта.

7. Опишите детали происшествия

В конце нужно добавить на схему важную дополнительную информацию: находящиеся рядом с местом ДТП знаки дорожного движения, светофоры и их сигналы. Всё это также поможет установить обстоятельства происшествия и принять правильное решение по нему.

Имейте в виду, что в схему нельзя вносить никакие исправления. Поэтому будьте предельно внимательны и не допускайте ошибок.
Фото 3

Как рисовать схему при происшествии во дворе или на парковке

Обратите внимание, что часть происшествий относится к маневрированию на парковке, стоянке или во дворе. Изначально правила ОСАГО рассматривали ДТП на закрытых территориях как не страховой случай, но сейчас поступили разъяснения, что жилые дворы, парковки и стоянки относятся к области страхового покрытия по ОСАГО.

Статья 1, абз. 2 ФЗ № 40 распространяет понятие использования ТС не только на обычные дороги, но и на дворы жилмассивов, стоянки, территории предприятий и т. п. В случае возникновения ДТП на такой территории графическая схема составляется по общим правилам как для обычного происшествия.

Как нарисовать схему ДТП для страховой компании

СДТП для страховой компании составляется лишь водителями, или же ими, но с участием аварийного комиссара, если он прибыл на место происшествия. Оформление аварии в рамках европротокола (согласно п. 284 Регламента) или при участии ДПС тут особой роли не играет – извещать своего страховщика о страховом случае прямая обязанность страхователей.

Схема для страховой на извещении мало чем отличается от той, которую водители рисуют для ГИБДД – принципы и набор условий те же. Но она выполняется не на отдельном листе, а в предназначенном для этого поле специального бланка – извещения о ДТП в страховую компанию. Несколько экземпляров таких бланков выдаются страхователю вместе с полисом ОСАГО, но их можно всегда скачать из сети самому, как это и делают все обладатели электронной автогражданки, к примеру.

Схема в извещении рисуется почти произвольно, но с соблюдением требований инструкции, которая имеется на сайте РСА (ее также выдают при заключении договора ОСАГО) и требования пункта 281 Регламента: «Схема выполняется с правильным начертанием соответствующих линий, нанесением аккуратных и разборчивых записей и обозначений»).

Пояснение от сотрудника ДПС

На вопрос по отличию заполнения СДТП для СК и ГИБДД дал ответ один наш постоянный читатель – Михаил Андреевич, работающий в составе экипажа ДПС и имеющий звание капитана:

– Михаил Андреевич, а схемы ДТП для страховой компании и для ГИБДД чем-нибудь отличаются?

– Принципиально нет – требования, примерно, одинаковые. Просто для извещения в СК можно обойтись меньшим объемом графических и пояснительных подробностей т. к. их часть указывается проставлением соответствующих галочек в форме извещения. Сама схема рисуется в произвольном, но аккуратном стиле – кто как сумеет. При этом исправлений и помарок нужно избегать. Водителей мы так и инструктируем: «Оформляйте схемы, пишите объяснения, как же, как и для ГИБДД». При этом в извещении важна не столько сама схема, сколько общая совокупность информации. К примеру, внимательно нужно отнестись к заполнению оборотной части, а особенно п. 2 («Обстоятельства»).

Дополнительные сведения

От себя добавлю: описание обстоятельств на обороте извещения должно соответствовать изображению, которое вам удалось нарисовать, и обстоятельствам, отмеченным галочками в п. 16.

А вот чего не нужно указывать в схеме для страховой компании:

  • Фразу о согласии, так как она внесена в бланк типографским способом.
  • Все места повреждений (в п. 13 извещения указывается только место первоначального удара, а перечень дефектов приводится ниже, в следующем пункте).

Под полем для СДТП расположен блок, в котором водители проставляют свои подписи под тем, что у них нет разногласий, а справа и слева – подписи за достоверность информации о полисах и транспортных средствах.

При этом:

  • Если оба участника ДТП согласны с нарисованной схемой, то лицевая сторона заполняется совместно, ставятся подписи, и после этого бланк разъединяется на две части. Оборотную сторону каждый участник заполняет и подписывает самостоятельно
  • Если участники ДТП к согласию не пришли, то каждый заполняет и подписывает свой бланк.

При наличии пострадавших людей на лицевой стороне указывается их количество, а на обороте, в п. 15 «Замечания» желательно занести данные о потерпевших. Это нужно для того, чтобы страховщик произвел выплаты по ОСАГО за вред здоровью.

Внимание! Если оба участника согласны со схемой ДТП, которую составил полицейский, они могут ее сфотографировать, чтобы в дальнейшем перенести рисунок на извещение для страховой компании.

Статья в тему:

Как правильно заполнить Извещение о ДТП: подробная инструкция + образец заполнения и схемы аварий

Фото 4

Нарисовать схему ДТП онлайн

В интернете можно найти специальные программы для составления схем ДТП. Они облегчают прорисовку деталей чертежа, имеют большое количество шаблонов и элементов. С помощью приложений можно чертить схемы разного уровня сложности. Для рисования дорожных ситуаций не нужно обладать специальными знаниями. Пользоваться программами может человек с начальным уровнем владения компьютером.

Популярный онлайн-сервис для создания схем аварий — «Дорожный редактор» на сайте . Из разных блоков можно создать картинку и сохранить её на компьютере. Чертеж можно распечатать, показать друзьям, разместить на форуме.

Однако применить её для оформления Европротокола не получится. Извещение о ДТП заполняется ручкой на месте происшествия. Буквально «на коленке». Перенести картинку в протокол нет технической возможности.

Схема дорожно-транспортного происшествия – что это такое?

Схема ДТП (далее СДТП) – это один из основных документов, который составляется при аварии. Он представляет собой графический план всего того, что имеет отношение к происшествию: отображение местности с ее инфраструктурой, транспортных средств (далее ТС), различных объектов, следов ДТП. В этот план также вносится дополнительные сведения: дорожная обстановка, связанные с ней условия, данные по участникам, свидетелям и т. п.

Информация, изложенная в СДТП обязана быть как можно более полна и достоверна – от этого во многих случаях прямо зависит юридическая ценность подобного документа.

Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД

Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от , далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.

Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.

Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.

Статья в тему:

Как действовать при ДТП: подробная пошаговая инструкция + образцы объяснения и встречного иска + видеобонус: как отличить недобросовестных автоюристов
Кто и в каком порядке проводит регистрацию ДТП и когда это должен сделать сам водитель + образец журнала регистрации аварий для организаций

Как составлять схему ДТП для ГИБДД?

Для схемы, предназначенной в ГИБДД (или ГАИ, как многие привыкли называют эту организацию) можно использовать стандартный лист бумаги формата А4, но подойдет и простой двойной лист школьной тетради – лучше в клеточку: так нарисовать все в соответствии с масштабами будет проще. Далее следует соблюдать простые правила – отобразить на схеме сведения, подразделяемые на пять основных групп.

Согласно п. 280 Регламента, они следующие:

  1. Административные координаты места ДТП с полными названиями (район, населенный пункт, улица, километр и т. д.).
  2. Дополнительные подробности описания места происшествия.
  3. Особенности дорожной разметки и дорожных знаков.
  4. Особенности дорожной инфраструктуры, включая прилегающие к полотну движения объекты.
  5. Подробности последствий ДТП в привязке к описанному месту.

Вот список того, что необходимо отразить в СДТП:

  • Озаглавить лист: «Схема ДТП».
  • Указывается дата и время происшествия, названия местности.
  • Наносится расположение улиц с их названиями.
  • Обязательно обозначаются: перекрестки, трамвайные пути, светофоры с указанием цвета на момент аварии, дорожная разметка, дорожные знаки, островки безопасности и т. п.
  • Указываются объекты, прилегающие к дороге: сооружения, ограждения, столбы, газоны и т. п.
  • Обозначаются машины – буквами «А», «Б», «В» (их нужно представить их в виде простых геометрических фигур, с указанием ориентации).
  • Рисуется расположение авто в момент происшествия.
  • Указывается направление, в котором двигались ТС участников аварии – стрелочками.
  • Обозначается место удара (или ударов) – крестиком.
  • Обозначается другой транспорт, если он препятствовал движению или как-либо был причастен к ДТП.
  • Изображаются другие важные детали – следы торможения, заноса, место разлета осколков, частей авто и прочие факторы или объекты.
  • Внизу расшифровываются обозначения: под какой буквой, какой марки машина и какому госномеру она соответствует.
  • Указывается фамилия составителя схемы.
  • Указывается ФИО каждого участника ДТП и проставляются подписи.
  • Собираются подписи свидетелей под схемой, если таковые имеются.
  • Желательно фраза: «с составленной схемой согласны» от каждого участника ДТП.

В некоторых случаях, для более детальной фиксации происшествия, на схеме нужно указать две точки расположение машин:

  1. В момент столкновения.
  2. В момент прекращения инерционного движения.

Дополнительно к схеме прилагается:

  • Описание условий движения на момент аварии – погодные, дорожные, суточные и т. д. (можно написать на обороте листа схемы).
  • Показания свидетелей ДТП (при наличии) – желательно на отдельных листах, с указанием паспортных данных.
  • Фото- и видеозаписи, включая записи с автомобильных видеорегистраторов.

Внимание! Если один из участников в чем-то не согласен со схемой, то он должен написать об этом в пояснениях или составить свой вариант графического отображения событий.

Статьи в тему:

Как составляется протокол осмотра места ДТП и когда он нужен: подробная информация + образец заполнения

Как зафиксировать свидетелей при ДТП и как найти их потом: самый полный список методов поиска

Как рисовать машины для СДТП

Я уже писал, что автомобили изображаются в виде геометрических фигур и маркируются заглавными буквами. В пояснении каждой букве должен соответствовать госномер ТС. Обязательно здесь то, чтобы у машин-фигур имелось обозначение фронтальной стороны (можно с указанием места водителя).

Из приведенной ниже картинки и тех, которые будут приводиться по ходу рассказа, видно, что большинство условно обозначает машину в виде прямоугольника с закругленными углами. Впрочем, детали геометрических форм не имеют особенного значения – лишь бы на схеме в отношении авто все было понятно с исчерпывающей ясностью.

Вот пример СДТП, составленной участниками аварии для ГИБДД:

Заполненная в условиях улицы и нервного напряжения схема вряд ли будет образцом графического искусства. Но это не главное – важно, чтобы на ней все было как можно детальнее и понятней с минимумом исправлений.

Но сегодня, не имея способностей к рисованию, можно легко создать высококачественную СДТП при помощи компьютера и специальных сервисов сети интернет. Для этого данные собранные на месте аварии переносятся в специальный редактор, где и формируется документ.

Внимание! Составленную водителями схему для ГИБДД желательно сфотографировать, чтобы ни один из участников позже не смог туда что-либо дорисовать.
Фото 5

Если в ДТП больше двух участников

А что делать, если в ДТП участвовало более двух машин? В этом случае играет роль очередность столкновения ТС. Например, если имела место т. н. «колбаса», а чье-то авто оказалось в ее средине, то его водитель может быть виновником и потерпевшим одновременно.

Ему придется заполнять не один, а два бланка извещения со схемами, более подробно характеризующими свою область столкновения, но не упускающих общей картины. Первый экземпляр заполняется с водителем той машины, которая оказалась спереди, а второй с тем, машина которого была сзади.

Как скачать бланк извещения о ДТП

Бланк извещения о ДТП для СК предлагает скачать множество автосайтов. Но лучше всего это делать с официального портала РСА – ведь в форму бланка могут быть внесены изменения, а не все сайты, в отличие от РСА, обновляют свои ссылки вовремя.

Для скачивания бланка нужно:

  • Зайти на страницу ОСАГО портала РСА – в раздел «Бланки» по этому адресу.
  • Вам откроется небольшое меню, дающее возможность скачать не только бланк извещения, но и инструкцию по его заполнению.

Внимание! В машине желательно иметь несколько бланков извещений – на случай неправильного заполнения и если у другого участника ДТП своего экземпляра не окажется.

Пример схемы ДТП на заполненном извещении

На приведенной для примера картинке видно, как заполняется шапка извещения, как описываются оба транспортных средства. В центральной части для каждого из автомобилей галочками указываются типичные обстоятельства, которые подходят к вашему случаю.

Но обратите внимание, что приведенный образец извещения о ДТП по ОСАГО заполнен не совсем корректно. В извещении, по обеим сторонам от схемы, имеются поля для описания полученных повреждений. При этом, в образце имеется лишь перечисление пострадавших деталей. Правильнее же будет описать все повреждения (скол, вмятина, царапина и т. п.), а не только перечислить их.

Если СДТП выполняется для ГИБДД, то при возможности желательно провести основные замеры и отразить их на схеме или на отдельном листе.

Какая информация должна быть на схеме

Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:

  1. Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
  2. Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
  3. Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
  4. Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
  5. Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.
Фото 6

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2019 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Типовые схемы

Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич:

– Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?

– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.

От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:

  • Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
  • ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».
  • Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
  • Нестандартных ситуациях.

Как устроены типовые схемы ДТП

Все типовые схемы ДТП поделены на категории по типу происшествия в зависимости от того, как автомобили передвигались перед аварией:

  1. В попутном направлении.
  2. Во встречном направлении.
  3. Под углом относительно друг друга.
  4. Задним ходом.
  5. Одно из ТС стояло.

Типовые схемы отражаются в таблицах:

  • В первой графе размещается картинка.
  • Во второй дается краткое описание происшествия.
  • В третьей цифрой обозначается степень вины первого автомобиля.
  • В четвертой – второго автомобиля.

Вот пример одной из типовых схем:

Хотя типовые схемы не нашли широкого применения при оформлении происшествий, их полезно возить с собой в бардачке, чтобы иметь характерный пример оформления ДТП. Скачать пакет таких схем можно на сайте РСА в разделе «В помощь страхователю».

А вот прямая ссылка на скачивание (PDF).

Источники

Использованные источники информации.

  • https://lifehacker.ru/dtp/
  • https://prav-voditel.ru/oformlenie-dtp/shema-dtp
  • https://avtoved.com/dtp/info/shema
  • https://avtopravil.net/shema-dtp.html
  • http://kulikavto.ru/dtp/kak-risovat-skhemu-dtp-pravilno-i-ne-poluchit-otkaz-v-vyplate-ot-strahovoj-kompanii.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий