Как не делать страховку на авто

 

Что делать, если человек не может застраховать свой автомобиль по ОСАГО онлайн через интернет. На какие уловки идут страховые компании, чтобы отказать страхователю. Когда нельзя получить е-ОСАГО по закону. Кому можно пожаловаться. Право снимать номера за езду без страховки ОСАГО у сотрудников ГИБДД в 2014 году забрали, значит ли это, что нарушителем теперь быть выгодно? Что грозит тем, кто отказался покупать ОСАГО – какие законодательные штрафы и последствия?

Фиксируют ли автоматические камеры отсутствие ОСАГО?

Информация о том, что автоматические камеры начнут фиксировать отсутствие ОСАГО ходит по интернету уже в течение нескольких лет. Последняя волна подобных новостей появилась осенью 2019 года.

Однако в 2019 году ни один водитель не сообщил о том, что он получил штраф за отсутствие страховки с автоматической камерой. Так что в настоящее время камеры данный штраф не фиксируют.

Примечание. Если камеры ГИБДД все же научатся накладывать штраф за ОСАГО, данная статья будет обновлена.

Заключение договора ОСАГО через интернет

Может ли владелец машины заключить договор страхования без авто онлайн? Самый простой способ избежать осмотра: купить ОСАГО в интернете. Стоимость электронной страховки такая же, как и бумажной, но вам не придется ехать в офис, предоставлять машину для обследования, заполнять заявление ручкой и подписывать договор.

Достаточно заполнить онлайн-заявление и подписать его простой электронной подписью (о правилах заполнения бумажного и электронного заявления на приобретение полиса мы рассказывали в этом материале). Для этого нужно будет авторизироваться на сайте выбранного страховщика, то есть ввести временный пароль, который вам вышлют на телефон и дать согласие на обработку своих персональных данных.

В заявлении нужно будет указать:

  • марку, модель автомобиля;
  • количество водителей;
  • стаж, возраст всех водителей;
  • срок страховки и период использования машины;
  • пробег, мощность транспорта;
  • номера всех документов (свидетельства о регистрации, ПТС, водительского удостоверения);
  • персональные данные;
  • номер диагностической карты и дату её выписки;
  • старый номер полиса ОСАГО (если был).

Заполненное заявление сохраняется в личном кабинете. Страховщик получает его и высылает на телефон код электронной подписи. Но делается это только после того как страховщик отправит запрос в РСА для проверки ваших данных. Если клиент не пройдет проверку, то полис ему не продадут.

После выяснения класса страхования будет рассчитан окончательный тариф на страховку. После этого нужно будет только оплатить полис в личном кабинете, используя обычную банковскую карту. После оплаты е-ОСАГО станет доступно для скачивания и вы сможете его распечатать и возить с собой. При желании вы можете легко оформить бумажную версию страховки, заехав в офис страховщика. Делается это по первому требованию клиента и абсолютно бесплатно.

Штраф за просроченную страховку

Последний штраф, который будет рассмотрен в этой статье, является наказанием за самое серьезное нарушение правил страхования. В данном случае речь идет обо всех ситуациях, которые ранее рассмотрены не были.

Например, речь идет об управлении водителем, имеющим просроченную страховку. Подобная ситуация может возникнуть, если водитель забыл своевременно продлить страховой полис.

Штраф за просроченную страховку составляет 800 рублей.

Точно таким же будет и штраф за отсутствие полиса ОСАГО у водителя в принципе.

Например, если водитель решил после покупки вообще не страховать машину.

Страхование при продаже или покупке подержанного автомобиля

Заключая договор купли-продажи подержанного авто владельцу следует разобраться с процедурой оформления соответствующих документов в том числе и полиса ОСАГО.

В подобных случаях действуют особые правила относительно сроков действия страховки. Новый владелец не может использовать полис бывшего хозяина, даже если не закончился срок действия документа на момент покупки.

В связи с этим, приобретая подержанное транспортное средство, водитель должен оформить новый полис ОСАГО, он вступит в силу с момента оформления.

Такое требование вызвано тем, что при заключении нового договора автострахования, покупателю авто придется переоформлять на себя диагностическую карту и техпаспорт.

В этих документах указывается имя собственника, поэтому страховка должна быть переоформлена на соответствующее лицо. Иначе при наступлении страхового случая новый владелец не сможет воспользоваться автогражданкой.

Как и для чего страховые компании умышленно ограничивают возможность оформления е-ОСАГО

Страховщику невыгодно продавать электронные полисы ОСАГО, так как при оформлении полиса через интернет у СК отсутствует возможность предложить или навязать дополнительные услуги клиенту. Это расценивается СК в качестве упущенной выгоды, а в некоторых случаях играет существенную или даже решающую роль в рентабельности предоставления основной услуги.

Статья в тему: Дополнительные услуги при покупке ОСАГО – как избежать навязывания и куда жаловаться + список статей закона в помощь

Вот к каким уловкам прибегают СК, чтобы клиент не смог оформить е-ОСАГО:

  • На сайте отсутствует возможность оформления е-ОСАГО – чаще всего с такой проблемой сталкиваются жители, так называемых, проблемных регионов (что это такое я расскажу чуть позже). Страховщику невыгодно продать полис без навязанных услуг и поэтому страницу введения данных прячут на сайте, так, что пока клиент ее найдет, желание что-то делать дальше пропадает.
  • Затянувшаяся проверка данных – на этом этапе сайт просто перестает работать. Знак загрузки страницы (обычно это крутящийся круг) «зависает» бесконечно и ничего больше не происходит.
  • На телефон не приходит сообщение с кодом подтверждения. Или символы «завуалированы» – страховщики используют комбинированные пароли. Например, в русской и латинской раскладке существуют одинаковые буквы (М, В, К, А и т. д.). В код включаются и те, и другие одновременно, хотя все мы привыкли либо к русским, либо к латинским. При введении капчи ситуация может быть аналогичной.
  • Перенаправление на другую страховую компанию. если по техническим причинам оформить полис не получается, страхователя перенаправляют на сайт замещающей СК. Но при этом второй страховщик уже не имеет права отказать в выдаче е-ОСАГО.
  • Ошибка «в вашем регионе нет представителя страховой компании»: на таком основании отказывать в оформлении электронного полиса незаконно. Каждая СК должна иметь представительства по всей России или договор о партнерстве с более успешными коллегами.
  • Ограниченный выбор способов оплаты – эту проблему чаще всего «устраивают» страховые компании. Не у каждого человека есть кошелек «Яндекс деньги», Вебмани и т. п.

Внимание! Чтобы отделить латиницу от кириллицы, необходимо переслать полученный код на компьютер. Затем, скопировать его в вордовский документ. Выбираем шрифт, в котором русские буквы по умолчанию отсутствуют: в результате они останутся не выделенными.

Нечитаемый код: ОСАГО РЕСО:

Фото 1

Штраф за невписанного в страховку водителя

В данном случае речь идет об управлении автомобилем водителем, не вписанным в полис ОСАГО. Например, такая ситуация может возникнуть, если Вам срочно потребовалось сесть за руль незнакомого автомобиля и на переоформление страховки нет времени.

Штраф за невписанного в страховку водителя составит 500 рублей (часть 1 статьи КоАП).

Выбор компании

Если интернет-покупки не для вас, то в случае отказа страховщика продать полис без осмотра можно просто обратиться в любую другую компанию. Конкуренция на рынке ОСАГО довольно жесткая и услуги предоставляют около сотни страховщиков.

Поскольку условия продажи у всех стандартные, то компании пытаются заманить клиентов различными скидками или льготами. В том числе и возможностью купить полис без осмотра или быстро пройти диагностику и получить диагностическую карту в партнерском центре ТО. Посмотреть список страховщиков и их адреса можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Кстати, не лишним будет также изучить с какими СТО они сотрудничают и как далеко они находятся.

Как действовать, если нет документа?

В жизни случаются разные ситуации и как действовать в каждом конкретном случае знают не все. Например, ваш товарищ изрядно перебрал со спиртным и просит вас отвезти его до дома на его же ТС. Но вы не вписаны в его договор и если вас остановит сотрудник ГИБДД, то к вам могут быть применены штрафные санкции по ст. ч.1 КоАП т.е. штраф в размере 500 рублей.

Или же вы могли приобрести авто в технически неисправном состоянии. Теоретически вы можете приобрести 20 дневную страховку для того чтобы пригнать свое авто на место диагностического осмотра. Но такой вариант это излишняя трата как денег так и времен. Как же поступить в данных ситуациях? Для начала следует разобраться в следующих понятиях:

  • Управление как осуществление непосредственного воздействия на ТС.
  • Управление в гражданско-правовом аспекте.

Первое понятие регламентируется ПДД, а второе же в ГК РФ и означает распоряжение ТС по собственному усмотрению. Вот тут то и «зарыта собачка», так как при смене владельца ТС закон дает право управлять автомобилем без действующего полиса автогражданской ответственности в течение 10 дней.

То есть если вы купили авто, взяли ТС в аренду у собственника, заключили с владельцем ТС договор безвозмездного пользования ТС, то вполне законно можете эксплуатировать ТС не имея на руках страховки.

А теперь давайте разберем в этом вопросе более подробно:

  1. Собственник авто – это гражданин, который вписан в ПТС. Обладателем авто является тот, кто распоряжается данным ТС. И это может быть как собственник так и иное лицо. Владелец ТС имеет право отдать документы и ключи от машины другому лицу и у авто появится новый обладатель, т.е. де-факто будет заключен договор безвозмездного использования в устной форме.
  2. Произвести страхование авто имеет право любой гражданин в не зависимости от того является он собственником или нет. Новый обладатель авто обязан застраховать свое ТС до регистрации в ГИБДД, на это законом отведено 10 суток с момента получения права собственности.

В ПДД говорится о том, что водитель обязан иметь при себе действующий полис автогражданской ответственности, в тех случаях когда это обязательство установлено законом. То есть если говорить другими словами, то данная норма в ПДД является отсылочной, так как она ссылается на «Закон об ОСАГО». А данный закон не содержит никаких запретов на управление ТС без действующего полиса автогражданской ответственности.

Итак, берете ручку и листочек и вместе с собственником ТС, быстро составляете договор безвозмездного использования ТС в свободной форме. С таким договором можно ездить в течение 10 дней, без документа.

В том случае если составить такой договор вы поленились или не смогли, то в случае остановки сотрудником ГИБДД, можете объяснить причину отсутствия у вас полиса тем, что есть устная договоренность с собственником ТС, о безвозмездном использовании. В данном случае можете ссылаться на ст.159 ч.2 и ст.161 и 589 ГК РФ, а факт устной договоренности может в любой момент быть подтвержден очевидцами.

Многие автолюбители уверенно заявляют, что согласно ст.162 ГК РФ, гражданин не может ссылаться на показания свидетелей сделки. Однако данная публикация распространяет свое действие только на те сделки, которые должны быть заключены в письменной форме. А договор безвозмездного пользования заключать в письменной форме нет необходимости.

В том случае если вы везете домой пьяного друга на его авто, то вам следует понимать, что данные действия вы совершаете по своей инициативе, т.е. вы распоряжаетесь ТС по своему усмотрению. А рядом с вами сидит собственник ТС, который сам является для вас свидетельством о регистрации и в данном случае вы не нарушаете закон.

Если сотрудник ГИБДД реагирует на срок в 10 суток неадекватно и составляет на вас протокол, то вам следует также упомянуть в данном документе о решении Верховного суда № АКПИ 12-205, где было официально подтверждено все о чем мы говорили ранее. Также внесите в протокол и постановление No 12-АД 13-3, где также сказано о всем вышеизложенном нами.

ВАЖНО! Помимо прочего, даже если водитель предъявил сотруднику ГИБДД закрытый полис ОСАГО, в котором не фигурирует его фамилия, но при себе водитель имеет договор о безвозмездном использовании ТС, с момента подписания которого еще не прошло 10 суток, то и в данном случае не должно быть применено наказание согласно ст. ч.1 КоАП.

Что приготовил для нарушителя закон?

Фото 3
Что приготовил для нарушителя закон?

Нарушение нормы, описанной в п. 2 ст. 4 ФЗ-40, – это административный проступок. За него предусмотрено три вида санкций.

  1. Когда автогражданка оформлена, но полиса с собой нет, водитель попадает под действие ч. 2 ст. 12.3 Кодекса. Его удел – уплата штрафа за езду без ОСАГО в 500 рублей или предупреждение (либо то и другое).
  2. То же будет, если ОСАГО с собой, но в самом полисе не прописан водитель, который вел автомашину. Последствия – штраф в 0,5 тысячи рублей или предупреждение согласно ст. Кодекса (ч. 1).
  3. Если ОСАГО не оформлялся в принципе, владелец ТС заплатит 800 рублей штрафа за езду без страховки. Это определяет ч. 2 ст. КоАП.

На первый взгляд штрафы небольшие. Но никто не говорит, что они разовые. В подтверждение – пример, который продемонстрирует, что однозначного ответа на вопрос о том, какого наказания за езду без страховки ждать водителю, нет.

Автолюбитель полтора года ездил без ОСАГО мимо поста ГИБДД. Казалось, это уже вошло в норму. Но однажды система дала сбой, на привычном месте перед капотом его машины поднялась полосатая дубинка.

Узнав про отсутствие страховки, работники службы вынесли предупреждение. И рапортовали о нарушителе на следующий пост. Так, по «цепочке» информация передавалась по маршруту авто трижды. Итог: 2,4 тысячи – вот, какого штрафа за езду без страховки дождался владелец транспорта. И это за один только день.

Но даже не это привело того водителя за автогражданкой. Оказалось, что в наказании самое неприятное не то, какой штраф, если нет страховки , придется заплатить, а сама перспектива общения с контролерами.

Автостраховка – это не только законодательное требование

Полис водителя – это, прежде всего, гарантии его финансового благополучия. И рассматривать его оформление стоит не с позиции, что грозит за езду без страховки по КоАП, а с точки зрения собственной финансовой устойчивости.

  • Отказ от ОСАГО в 5 из 10 случаев сулит огромные финансовые расходы. Простой случай в пример: человек год не оформлял полис, дважды заплатил штраф за езду без страховки ГИБДД (это немного), а в конце года попал в аварию по своей вине. Итог – потери в размере 55 тысяч рублей вместо тех самых 10000-15000.
  • В случае ДТП водителю остается только дожидаться ГИБДД. Скрытие с места аварии – куда более крупный проступок, чем езда без страховки ОСАГО. По Европротоколу (без ГИБДД) договориться тоже не удастся. Одно из ключевых условий такого формата урегулирования происшествия – наличие полиса у обоих участников.

Невозможность страхования по ОСАГО онлайн

Получить отказ в оформлении страховки можно как при личном общении со страховым агентом, так и в режиме онлайн. Причины этого могут быть законными (например, недостаточное количество документов, недостоверная информация) или незаконными (когда страховая компания (СК) пытается получить дополнительную выгоду при продаже ОСАГО).

Придя в офис страховщика, в случае возникновения каких-либо проблем, вы можете попытаться решить их с помощью сотрудников СК (или страхового агента). Или обратиться к старшему менеджеру.

На страничке сайта вся надежда только на добросовестность страховой компании, при условии, что все необходимые документы у вас в порядке и вся нужная информация из них у вас в наличии. И единственный способ решения проблемы (до того как вы начнете жаловаться на СК) – это служба технической поддержки.

Например, когда вам отказывают в оформлении ОСАГО без дополнительной страховки жизни – это незаконно. Но вы конкретно знаете, в чем именно страховщик пытается нарушить ваши права. Определить же с первого взгляда, действительно ли на сайте страховщика технический сбой или вашу заявку специально саботируют, гораздо сложнее.

Возможные технические причины, не позволяющие оформить е-ОСАГО

На сегодняшний день не все страховые компании работают недобросовестно. Технические проблемы в оформлении электронного полиса могут возникнуть как со стороны страховщика, так и со стороны страхователя.

Возможные технические причины со стороны страхователя

Система может не позволить застраховаться в режиме онлайн, если были изменены:

  • Паспортные данные.
  • Информация в документах, подтверждающих право владения автомобилем.
  • Прописка (постоянная или временная регистрация).
  • Регистрационный номер машины.
  • Водительское удостоверение.

Например, если вы поменяли паспорт или права, то система выдаст ошибку внесенных данных. Просто указанная вами информация не будет соответствовать сведениям, содержащимся в базе данных РСА.

При замене документов, необходимо обратиться к страховщику, где вы изначально оформляли полис (можно отправить заявку через их сайт или обратиться в офис).

А вот неправильно указанный коэффициент аварийности приведет к необоснованному занижению стоимости полиса, что является незаконным. Попытка оформить полис по старым документам может привести к тому, что он в конечном итоге окажется недействительным.

Возможные технические причины со стороны страховщика

Вот какие проблемы могут возникнуть у страхователя в процессе оформления е-ОСАГО в режиме онлайн:

  • Система не определяет марку автомобиля – ничего с этим сделать не получится. Если вы столкнулись с подобной ошибкой на сайте страховщика, то придется обращаться в офис.
  • После перенаправления на сайт другого страховщика система выдает ошибку о несовпадении указанных данных и просит отправить на проверку сканы/фотографии документов. На этом все и заканчивается – документы проверяются бесконечно.
  • Отсутствие информации о транспортном средстве – взаимообмен данными между РСА и ГИБДД еще не до конца налажен. В связи с этим информация о вашей машине может отсутствовать в базе данных союза автостраховщиков.
  • Проблемы для проживающих не по месту регистрации. Если вы прописаны в одном городе, а живете в другом, за страховкой лучше обратиться в ближайший офис СК.
  • Увеличение суммы страховой премии за счет неправильного определения КМБ – в базе РСА содержатся неправильные данные (или вообще, отсутствуют), а значит, скидку за безаварийную езду не получить. Необходимо обратиться в союз страховщиков с заявлением об изменении данных (сделать это можно через СК).

Важно! Обратиться в РСА нужно до того, как закончится период действие предыдущего полиса.

Еще одной проблемой является оплата страхового полиса, который не прислали на электронную почту. То есть, вы заплатили, а страховки по факту нет. Если оплата произведена онлайн по действительным реквизитам, то особо страшного тут нет – можно сделать возврат платежа или озадачить СК решением проблемы. А вот если деньги отправили к мошенникам, тогда вернуть их вряд ли получится.

Чаще всего, возникшие проблемы можно решить, обратившись в офис страховой компании. Служба технической поддержки сайта лишь в редких случаях помогает. Да и не успевают они обрабатывать все поступающие обращения граждан.

Фото 3

Законодательная база оформления е-ОСАГО и ответственность страховых компаний

23 июня 2019 г. принят ФЗ № 214 «О внесении изменений в ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»). В данный момент нас интересуют изменения, внесенные в п. 7.2 ст. 15.

Содержание этого пункта вкратце:

  • Договор ОСАГО может быть заключен в электронном виде.
  • Каждому желающему оформить страховку онлайн должна быть предоставлена эта возможность в обязательном порядке.
  • Вся процедура оформления ОСАГО происходит на официальном сайте страховщика в сети интернет.
  • Электронный страховой полис имеет одинаковую юридическую силу со страховкой, оформленной на бумажном носителе.

Сведения, которые должен предоставить о себе страхователь, оформляя полис ОСАГО на сайте, определены правилами обязательного страхования. Если у водителя есть такое желание, он может обратиться в офис компании и ему обязаны бесплатно выдать полис, распечатанный на официальном бланке.

В случае дублирования электронной страховки в бумажном варианте и отправки его клиенту заказным письмом, почтовые расходы оплачивает водитель.

Внимание! Если страхователь умышленно вносит недостоверные сведения, чтобы уменьшить стоимость полиса, СК имеет право предъявить к нему регрессное требование. Вернуть нужно будет сумму, равную перечисленной пострадавшему страховой выплате.

Сбереженные обманным путем деньги по страховой премии также будут удержаны с клиента, независимо от того, наступил страховой случай или нет.

ФЗ № 40 «Об ОСАГО» обязывает страховщиков вносить все данные в общую автоматизированную информационную систему. Это сведения о заключенных договорах ОСАГО, страховщиках, транспортных средствах (ТС), наступивших страховых случая и т. п.

Регистрационные данные электронной страховки должны быть занесены в единый реестр полисов обязательного страхования, который ведет РСА.

Что грозит страховой компании за отказ оформить ОСАГО в электронном виде

В соответствии со ст. КоАП за необоснованный отказ в оформлении полисов ОСАГО грозит наказание в виде штрафа:

  • Должностным лицам от 20 до 50 тыс. руб.
  • Юридическим лицам от 100 до 300 тыс. руб.

Страховые брокеры и агенты, а также сотрудники страховой компании, в соответствии с этой статьей, приравниваются к должностным лицам.

Система штрафов на данный момент находится в процессе обсуждения между руководителями ЦБ России и РСА.

За намеренное создание проблем при оформлении (скрытый отказ) е-ОСАГО страховой компанией предполагается ввести следующие виды наказаний:

  • Предписание от Центробанка исправить ситуацию, на которую пожаловался страхователь (с последующей проверкой).
  • Штрафные санкции – до 200 000 рублей за отсутствие возможности оформить полис онлайн.
  • Штрафные санкции до 50 000 рублей за отказ СК в оформлении е-ОСАГО, если клиент к ним попал после перенаправления с сайта другого страховщика.
  • Лишение лицензии и прекращение страховой деятельности.

Проверять и наказывать страховщиков будут РСА и Центробанк. Интерес уполномоченных органов должны привлечь сами страхователи, написав жалобу.

Как получить электронный полис ОСАГО:

Обжалование отказа

Если же вы недовольны обслуживанием и отказом в страховании, то всегда можете подготовить жалобу регулятору в связи с нарушением ваших прав как потребителя.

В жалобе нужно указать:

  1. Когда и куда вы обращались с целью купить полис.
  2. Какие права были нарушены (со ссылкой на Правила страхования или закон «Об ОСАГО»).
  3. Ваши требования (обязать компанию продать полис).

К жалобе можно приложить письменный отказ страховщика продать вам полис, запись разговора с менеджером и другие доказательства вины компании. Сканы нужно будет либо загрузить в интернет-приемной Банка России либо отправить оригинал жалобы заказным письмом. Можно также обратиться в суд, если вы твердо намерены застраховаться именно в той компании, что вам отказала.

Если суд примет решение в вашу пользу, то страховщик обязан будет заключить с вами договор. Однако учтите, что на рассмотрение иска может уйти несколько месяцев и все это время придется ездить без страховки или не пользоваться машиной. Кстати, суд вполне может принять решение в пользу ответчика — страховой компании, если ей удастся доказать, что клиент сам отказался от покупки полиса.

  • Скачать бланк жалобы на страховую компанию в ЦБ РФ
  • Скачать образец жалобы на страховую компанию в ЦБ РФ

Источники

Использованные источники информации.

  • https://pddmaster.ru/shtrafi/shtraf-za-otsutstvie-strahovki-osago.html
  • https://pravovoi.center/avtoyurist/avtoctrahovanie/osago/oformlenie-o/bez-osmotra-mashiny.html
  • http://pravo-auto.com/mozhno-li-zastrahovat-mashinu-esli-ya-ne-sobstvennik/
  • http://kulikavto.ru/osago/ne-mogu-zastrahovat-avtomobil-po-osago-onlajn-prichiny-ulovki-kompanij-chto-delat.html
  • https://avtoguru.pro/strahovanie/osago/shtrafy/ezda-bez-polisa.html
  • https://galaxyinsurance.ru/poleznoe/blog/ezda-bez-strahovki-osago-eto-vyigodno-ili-dorogo
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий